Гомосексуальные мужчины и женщины так же, как и гетеросексуальные люди, отличаются разнообразием в рамках популяций: это люди разного возраста, религиозных или политических убеждений, они практикуют разнообразные стили жизни, имеют разные профессиональные интересы и гендерные ориентиры, отличаются не только социальным или семейным статусами, но и этническим происхождением. Иначе говоря, по социально-демографическим аспектам гетеросексуальные и гомосексуальные люди почти не имеют различий. Как вы уже заметили, есть нечто, объединяющее геев и лесбиянок как сообщество. Прежде всего, у данной категории граждан существуют общие потребности. Геи и лесбиянки как стигматизированная группа имеют общую неудовлетворенную потребность в защите фундаментальных прав человека, признании гражданских прав; в свою очередь, они нуждаются в облегчении доступа к медицинским, юридическим и социальным услугам. Но самым значимым фактором объединения геев и лесбиянок является негативное отношение общества к гомосексуальности, исполненное ненависти и предубеждения, — гомофобия

Гомофобия:

• распаляет ненависть к «иным», «другим», «не таким» и несет прямую угрозу человеческой жизни вне зависимости от сексуальной ориентации индивида, имеет общие корни с расизмом, фашизмом, антисемитизмом;

• это продолжение дискриминации по признаку пола, насаждение в обществе гетеросексизма и гетероцентризма 1 , способ экономического, культурного и политического контроля патриархального государства и церкви над жизнью людей вне зависимости от сексуальной ориентации;

• является индикатором, на котором проверяется зрелость общества и наличие в нем демократии или же тоталитаризма; • это форма социального шантажа мужчин европейской культуры, которые панически боятся потерять свой статус «мужественности» и вынуждены постоянно доказывать свою гетеросексуальность [читай — нормальность — Прим. ред.];

• порождает социальную изоляцию и маргинализацию людей с гомосексуальным поведением и является причиной дискриминации — прямого нарушения прав человека как отдельными индивидами, так и государственными структурами;

• приводит к невидимости гомосексуальных и бисексуальных людей в обществе, которая проявляется в замалчивании/искажении проблем в информационных сообщениях масс-медиа, отсутствии социальной политики государства в отношении ЛГБТ, а также в отсутствии данной группы среди целевых аудиторий НПО;

• препятствует получению информации по профилактике, выявлению, а также лечению ВИЧ/ИППП среди МСМ/ЖСЖ, поскольку большинство гетеросексуальных мужчин или женщин, имеющих сексуальные контакты с однополыми людьми, не считают себя гомосексуалами и не являются клиентами программ для МСМ/ЖСЖ.

В чем разница между ЛГБТ и МСМ/ЖСЖ?

Аббревиатура ЛГБТ широко используется во всем мире для обозначения сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных людей. Это значит, что вышеперечисленные категории людей поддерживают определенный стиль жизни и приняли определенную идентичность. Именно эти люди являются клиентами проектов по профилактике ВИЧ/СПИД/ИППП, направленных на гомосексуальное сообщество. Те люди, которые отрицают гомосексуальную идентичность и сексуальную ориентацию, считают себя гетеросексуалами, но регулярно практикуют гомосексуальное поведение, называются мужчинами, имеющими секс с мужчинами (МСМ), или женщинами, имеющими секс с женщинами (ЖСЖ). Эта категория людей с гетеросексуальной идентичностью, но с гомосексуальным поведением является активным потребителем сексуальных услуг. И она наиболее труднодостижима для профилактических программ, поскольку эти люди считают себя гетеросексуалами и полностью игнорируют информационные кампании или медико-социальные услуги, направленные на геев или лесбиянок. До тех пор, пока человек не заявляет о своих специфических потребностях, связанных с гомосексуальностью, в удовлетворении социальных, медицинских, психологических или юридических потребностей, он находится в относительной безопасности, поскольку ничем не отличается от гетеросексуалов. Люди, которые приняли гомосексуальную идентичность и открыто позиционируют себя как лесбиянки и геи, являются наиболее уязвимыми к стигме и дискриминации.

Чем грозит гомосексуальное поведение?

Несмотря на то что прошло 18 лет с момента отмены уголовного наказания за сексуальные отношения между мужчинами (УК УССР, статья 121, часть 1), лесбиянок и геев по-прежнему подвергают преследованиям по причинам гомофобии. До сих пор на основании сексуальной ориентации украинцев и украинок исключают из учебных заведений, увольняют с работы, запрещают занимать определенные должности, отвечают им отказом в найме жилья. Достаточно часты случаи предвзятого и унизительного 7 отношения к лесбиянкам и геям со стороны государственных структур, правоохранительных органов, армии, медицинских учреждений. Гомосексуальные семьи в Украине лишены прав и свобод, предусмотренных законодательством для гетеросексуальных семей Украины. Например, права создавать семейные партнерства, усыновлять детей, наследовать имущество в случае смерти партнерши/партнера, быть опекуном детей партнерши/партнера, медицинского страхования гомосексуальной семьи, банковских кредитов, а также социальных льгот по уходу за детьми и больными членами гомосексуальной семьи. Информационное пространство нашего государства переполнено негативной и стереотипной информацией о женщинах-лесбиянках и мужчинах-геях. До сих пор наблюдаются попытки принудительного лечения гомосексуальных людей, что является прямым нарушением международных и отечественных норм права.

Что вызывает гомофобию в обществе?

Ответ на этот вопрос лежит в гендерной плоскости. Наш разговор о гендере и гомофобии я предлагаю начать со следующего вопроса: существуют ли единые стандарты для человеческой особи женского или мужского пола? Отвечая на этот вопрос, многие скажут не задумываясь — да. Женщина должна быть такой-то, а мужчина, в противоположность женщине, таким-то. Другими словами, перечисляя «мужские» или «женские» качества человеческой личности, мы говорим о том, что быть мужчиной или женщиной — это нечто большее, чем просто иметь первичные и вторичные половые признаки, по которым мы можем определить биологический пол человека. В нашем списке качеств, которые мы ожидаем от мужчин и женщин, прежде всего, присутствуют социальные роли и нормы поведения для мужчин и женщин. Мало кто задумывается над тем, что эти самые качества «мужественности» или «женственности» не являются врожденными, а воспитываются институтами социализации, согласно культурным требованиям, актуальным в данный момент времени. Соответственно мы говорим о гендере — социальнокультурном поле, которым общество «метит» человека, согласно его биологическим половым признакам, и требует неукоснительного соблюдения всех предписаний, соответствующих поведению «нормального» мужчины или женщины. Нормы «мужественности» и «женственности» не являются постоянными. Они меняются в зависимости от исторической эпохи, культурных традиций, социальнополитической ситуации и многих других факторов. Некоторые «естественные» и «правильные» вещи с точки зрения патриархального общества в современном мире считаются аморальными и караются законом. Например, публичные казни и смертная казнь как таковая, дискриминация по признаку пола, расы, религиозных или политических предпочтений или этнического происхождения, физическое наказание детей и взрослых, семейное насилие, насильное замужество/ женитьба, принуждение к службе в армии, лишение права на образование и выбор профессии и т. д. Нарушение прав ЛГБТ обуславливается тем, что гетеросексуальное общество формирует определенные нормы и правила поведения, в которые не вписываются предста- вители лесби-геевского сообщества. Отклонение от этих норм и правил рассматривается обществом как проявление неадекватности. Так, мужская гомосексуальность воспринимается как угроза для социума и патриархального уклада жизни, при котором характерно признание главенства мужчин и «мужских» ценностей. Геев рассматривают как людей, не вписывающихся в этот уклад жизни, как «не мужчин». С ними связывают негативные качества «женственности». Что касается отношения к лесбиянкам в патриархальном обществе, то его можно выразить следующей цитатой: «Любой половой акт лишен какой-либо социальной значимости до тех пор, пока в нем не участвует пенис». Лесбиянки и геи воспринимаются обществом как люди, не способные контролировать свои сексуальные импульсы. Их воспринимают как людей, склонных к развратным действиям, опасных для окружающих, соблазняющих малолетних для того, чтобы склонить их к гомосексуальности. Все это заставило некоторых гей-активистов, пародируя подобные представления, носить майки с надписью: «Дайте нам ваших детей, и то, что мы недотрахаем, мы просто съедим!». Понимая, что дискриминация ЛГБТ противоречит законам, общество стремится придумать особенные правила для геев и лесбиянок, основанные на двойной морали и религиозных догмах. Оно стремится ограничить возможности лесбиянок, геев и бисексуалов в отношении гражданских прав (например, создания браков и выбора профессии, свободы собраний, проведения публичных акций, встреч и общения и т. д.), а также свободного обсуждения волнующих их проблем. Например, обратите внимание на отсутствие государственной программы по работе с ЛГБТ, отсутствие комьюнитицентров, телевизионных и радиопрограмм, газет и журналов, где данное сообщество могло бы обсуждать свои насущные проблемы.

Что говорит наука?

Благодаря широкомасштабным исследованиям среди ведущих ученых мира утвердилась мысль о недопустимости отношения к лесбиянкам и геям как к аномалии и отклонению. Одним из самых первых и известных исследований, которое указало на масштабы и распространенность гомосексуального поведения и чувств в обществе, было исследование Альфреда Кинси, проведенное в США в 1930—50-е годы 1 . Сейчас среди популярных подходов к объяснению гомосексуальности существуют объяснения с точки зрения генетики, изучения гормонального развития, эволюционной биологии, психологии, антропологии, социологии, гендерной теории и т.п. Но все они способствуют разрушению мифа о неестественности гомосексуальности. Современные психиатры и сексологи обеспокоены не проблемой изменения сексуальной ориентации на более «правильную», а тем, как помочь геям и лесбиянкам преодолеть свои социальные и психологические проблемы, связанные с жизнью в обществе, где далеко не все воспримут положительно открытие их гомосексуальности.

Что говорит Организация Объединенных Наций и Европейское Сообщество?

В современных демократических обществах толерантность к гомосексуальным, бисексуальным и трансгендерным людям является нормой публичного поведения и требованием закона. Целый ряд национальных и международных организаций активно противостоит преследованию лесбиянок и геев. Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний еще в 1973 году. С 1991 года Всемирная Организация Здравоохранения при ООН также не считает гомосексуальность болезнью или расстройством личности. Парламентская Ассамблея Совета Европы, членом которой Украина является с 1995 года, приняла специальную Рекомендацию No 1474 «О положении лесбиянок и геев в государствах- членах Совета Европы», адресованную, в частности, и Украине. В этом основательном документе указано, что «до сих пор гомосексуалы являются объектами дискриминации или насилия, например, в школах и на улице. Их воспринимают как угрозу остальому обществу, будто бы после признания гомосексуальности возникнет опасность ее распространения». Парламентской Ассамблеей Совета Европы рекомендовано «включить сексуальную ориентацию в число оснований для запрета дискриминации» как «одну из самых омерзительных форм дискриминации». На международных конференциях под эгидой ООН — конференции по проблемам народонаселения в Каире (1994), Всемирном женском конгрессе в Пекине (1994) — были внесены существенные изменения в трактовку самого понятия сексуальной нормы. А в 1997 году на конгрессе Всемирной сексологической ассоциации в Валенсии была принята «Декларация сексуальных прав», в которой говорится о том, что «сексуальность является органичной частью личности любого человеческого существа. Ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражение эмоций, удовольствия, нежности и любви... Сексуальная свобода включает возможность для индивидов полностью выразить свой сексуальный потенциал. Однако это исключает любые формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях»



Все права защищены. buxfree.ru  © 2018