Западная сексология уже признала мастурбацию вполне законной формой сексуальной активности, которая не относится к разряду сексопатологии. Таким образом, восточные практики сублимации на основе самоудовлетворения находят подготовленную почву на Западе. Кроме того, стараниями З. Фрейда практически каждый образованный человек сознает, что любая творческая и духовная деятельность энергетизируется путем сублимации сексуальной энергии. Тем самым, признание естественной сублимации тоже уже произошло даже в массовом сознании западного обывателя. В терминах повышения сексуальной культуры можно отметить, что восточный подход составляет недостающее звено между этими двумя достижениями научной сексологии. А именно, сделать процесс сублимации осознанно управляемым и технически оснащенным, чтобы его можно было преднамеренно производить если не всегда, то на избранный период времени.
   С этой целью имеет смысл привести здесь стилистически адаптированный пересказ двух глав из труда У. Мастерса «Основы сексологии», поскольку он является одним из самых авторитетных и  суммирует  заключения  многих специалистов.  Первая  глава  посвящена краткой истории изуверской борьбы с мастурбацией в средневековье и особенно в XIX в., когда она превратилась из моральной в медицинскую проблему. Этот жутковатый экскурс ясно показывает, что безумные меры борьбы против мастурбации, вызванные простым страхом  от  непонимания  происходящего  процесса  и  производимых  им  результатов,  на самом  деле,  намного  опаснее  и  вреднее,  нежели  мастурбация  сама  по  себе.  Готовность кастрировать   пациента,   лишь   бы   он    не   мастурбировал,   представляется   неоправданно жестокой  мерой  целительства.  Ведь  при  наличии  органов есть  шансы на  выздоровление, тогда как при их отсутствии оздоравливать уже в буквальном смысле нечего.
   Вторая глава этого труда посвящена изложению современных взглядов на мастурбацию. К ее достоинствам относятся обстоятельные разъяснения по поводу большинства обычно приводимых аргументов  против  мастурбации.  Поскольку здесь  высказывается  позиция большинства сексологов, приведение этой главы избавляет нас от необходимости искать собственные аргументы и дает авторитетную медицинскую поддержку. Ценность данного авторитетного  свидетельства  состоит  исключительно  в  принципиальной  допустимости самоудовлетворения.    Однако    мы    снова    должны    подчеркнуть,    восточные    одиночные практики ничуть не ограничиваются стадией сексуального удовлетворения, а возводят все процессы  на  уровень  духовной  самодостаточности.  А  значит,  достижения  современной сексологии с позиций древней духовной культуры необходимы, но не достаточны. Можно не сомневаться, что эта новая западная наука многое возьмет из опыта Востока.
   Конечно, на социальном уровне перспективы введения данного проекта могут оказаться утопическими, тем не менее, стоит перечислить все тенденции решения проблем после овладения культурой сублимации на соответствующем уровне. Во-первых, сократится число пациентов венерических лечебниц и женщин, делающих аборты. Во-вторых, явно снизится опасность совершения насилия из-за бесконтрольных страстей, что сократит криминальную статистику.   В-третьих,   улучшится   эмоциональный   климат   по   причине   снижения
«беспричинных» истерии у женщин и гнева у мужчин, что приведет скорее к снижению феномена    «отчужденности»,    нежели    наоборот.    В-четвертых,    повысится    общий интеллектуальный уровень населения и творческий потенциал народа. В-пятых, духовно ищущие получат возможность избежать «борьбы со страстями» и связанного с ней риска психических расстройств, а также избежать злоупотреблений сексом в сектах.
   Наконец, следует еще раз подчеркнуть, как это делается в приводимом ниже научном труде, что культура сублимации вовсе не предполагает снижение рождаемости, а скорее способствует повышению сексуальной культуры в целом. Однако «планирование семьи», безусловно, обещает стать гораздо более сознательным, в чем перенаселенная планета сейчас отчаянно  нуждается. Но оставим пока  прогнозы и  обратимся к заключениям сексологии на том этапе, на котором она пребывает в реальности.

 Происхождение слова мастурбация не вполне ясно, хотя оно существовало еще у древних римлян. Прежде считали, что оно происходит от латинских слов manus (рука) и stupro (осквернять), однако теперь полагают, что у этого слова греческий корень – mezea (гениталии) и оно означает «возбудить гениталии» (Bullough, 1977). Древние греки и римляне относительно редко упоминали мастурбацию, хотя Гиппократ (греческий врач, считающийся отцом медицины) отмечал, что чрезмерная потеря  семенной  жидкости вызывает истощение (Haller, 1977). Несмотря на  то, что в Библии нет ясно выраженного запрета этой формы сексуальной активности, и традиционный иудаизм, и христианская религия считают мастурбацию греховной. Служители церкви называли мастурбацию противоестественным действием, ибо оно не направлено на продолжение рода, а позднее ее стали описывать как «самообман», «самоосквернение», «растление плоти».
   Такое отношение к мастурбации во многом связано с работами швейцарского врача С.  Тиссо  (1728–1797),  который  стал  рассматривать  ее  как  медицинскую  проблему  и превратил из простого греха в заболевание, требующее лечения. Тиссо полагал, что любая половая    активность    опасна,    поскольку    вызывает    прилив    крови    к    голове,    снижая кровоснабжение других органов, вследствие чего нервы и другие жизненно важные ткани постепенно дегенерируют. В соответствии с уровнем медицинских знаний своего времени он  был  убежден,  что  возникающее  поражение  нервной  системы  ведет  к  безумию.  Тиссо считал мастурбацию особенно опасной формой сексуальной активности ввиду простоты и возможности начинать заниматься ею в детские годы, когда организм особенно уязвим. Кроме того, испытываемое мастурбатором чувство вины создает дополнительную нагрузку на нервную систему и увеличивает опасность нервных расстройств.
   «Доказательства» теории Тиссо нетрудно было найти в психиатрических больницах, где больных либо заставали за занятием мастурбацией, либо они сами признавались в том, что занимаются этим. К тому времени, когда представления Тиссо пересекли Атлантику и распространились в Америке, средний врач был вполне готов верить, что мастурбация ведет к    психическим    заболеваниям,    эпилепсии,    угрям,    потере    веса,    снижению    умственных способностей, слабости, летаргии  и, наконец,  к  преждевременной  смерти.  Родители  в отчаянии  искали  способы  спасти  своих  детей  от  этой  напасти.  Врачи  с  удовольствием стремились помочь; ведь в конечном счете долг врача в том и состоял. Была затрачена масса денег    и    энергии    на    способы    лечения    –    от    хитроумных    замков,    поясов    и    других приспособлений, преграждающих доступ к гениталиям, до хирургического лечения, после которого у пациента не оставалось ничего, к чему хотелось бы прикасаться.   
   В девятнадцатом веке американские медики с жаром боролись с мастурбацией. Битва шла в основном по двум фронтам – диета и физические ограничения. Мастурбаторам (независимо от их пола) запрещали подливы, спиртные напитки, устрицы, соль, перец, рыбу, желе, шоколад, имбирное пиво и кофе, так как считалось, что они раздражают нервную систему и усиливают сексуальное желание. Другие врачи возлагали вину на тесную одежду, на трение о простыни, на прикосновение к гениталиям во время мочеиспускания и при купании детей нянями или родителями. Если после удаления из диеты раздражителей, а из шкафов тесной одежды мастурбация продолжалась, то принимались крутые меры. Врачи предписывали такие способы лечения, как смирительные рубашки на ночь либо обертывание ребенка в холодные влажные простыни, чтобы «остудить» желание, или привязывание рук к кроватке.
   Патентное  бюро  США  выдало  несколько  патентов  изобретателям   приспособлений, напоминавших  средневековые  пояса  целомудрия,  которые  не  давали  детям  возможности прикасаться  к  своим  гениталиям.  Родители  могли  запереть  эти  хитроумные  «клетки  для гениталий» на замок и спрятать ключ. В начале XX в. в продаже имелись металлические рукавички,  удерживавшие  маленьких  детей  от  игры  со  своими  гениталиями,  а  также колокольчики,  звеневшие  в  спальне  родителей,  когда  в  кроватке  ребенка  начиналось движение (Lo Piccolo, Heiman, 1978). Тем, кто искал более кардинальное решение проблемы (все приспособления приходилось снимать на время), врачи предлагали другие методы: пиявки на область гениталий, чтобы отсосать кровь и устранить гиперемию, вызывавшую сексуальное желание; прижигание ткани гениталий электрическим током или раскаленным железом, чтобы убить нервы и снизить чувствительность.
   Крайние меры – кастрация и удаление клитора – были очень популярны в 1850-1860-е гг. Медицинские журналы США в середине 1800-х гг. сообщали, что кастрация успешно излечивала психозы. С начала 1900-х гг. американское медицинское общество постепенно стало понимать, что мастурбация не может быть причиной угрей или психоза. Несколько смелых врачей даже рекомендовали женщинам мастурбировать, чтобы снять истерию, а мужчинам заниматься мастурбацией, вместо того чтобы ходить к проституткам с риском заражения венерическими болезнями. Однако в 1930 г., один из авторитетных медиков продолжал предостерегать  от опасности «онанизма», таящейся в таких действиях, как лазание по канату или езда на велосипеде. Он настаивал, что это ведет к слабоумию и преждевременной старости, утрате духа, потере памяти, зависимости, раздражительности, апатии, головным болям, невралгиям, ухудшению зрения и т. п. (Scott, 1930).

К тому времени, когда появились отчеты Кинзи (1948, 1953), взгляды на мастурбацию со стороны как общества, так и профессионалов значительно отошли от существовавших в начале нашего века. Однако отголоски прежних представлений сохранились до сих пор: даже сегодня некоторые люди полусерьезно считают, что мастурбация может привести к росту волос на руках или деформации гениталий; другие убеждены, что мастурбация ведет к стерильности, половой дисфункции, утомляемости и потере памяти. Судя по результатам исследований за последние 20 лет к мастурбации стали относиться гораздо спокойнее, чем прежде. По данным Ханта (М. Hunt, 1975), опубликованным в журнале «Плейбой», из шести опрошенных  мужчин  и  женщин  в  возрасте  от  18  до  34  лет  только  один  относился  к мастурбации как к чему-то порочному. Среди мужчин и женщин 45 лет и старше примерно одна треть относилась к мастурбации отрицательно.
   При опросе 230 студентов и 205 студенток оказалось, что большинству из тех, кто не занимался мастурбацией, просто не хотелось делать это. Среди последних 32 % мужчин и 14 % женщин считали мастурбацию напрасной тратой времени, аморальной или пошлой. Только небольшая доля тех, кто не занимался мастурбацией, называли причиной своего «воздержания» чувство вины, запрет или религиозные убеждения. По данным другого опроса, 40 % немастурбировавших студентов воздерживались от мастурбации, потому что считали ее аморальной (Atwood, Gagnon, 1987). Многих подростков все еще волнуют возможные воздействия мастурбации на их здоровье. Это юмористически описал Филип Рот в своем романе: «К концу первого курса колледжа и первого года мастурбации я вдруг обнаружил на нижней стороне члена небольшое бледное пятнышко… Рак… Но если мне все равно суждено скоро стать трупом, то я буду вести себя по-старому!»
   В наши дни к мастурбации относятся гораздо спокойнее, чем когда-либо в прошлом, однако она продолжает вызывать некоторые сомнения, которые мы готовы рассмотреть. Во- первых, мастурбация греховна. Такой взгляд, разумеется, определяется моральными и религиозными убеждениями, а мораль является сугубо личным делом. В нескольких исследованиях было установлено, что глубоко верующие люди мастурбируют реже, чем неверующие или имеющие менее прочные религиозные убеждения (De Martino, 1979). Во- вторых, мастурбация противоестественна. Логику подобного утверждения понять трудно. Если под естественностью понимать то, что происходит в природе, то оно неверно, поскольку мастурбация наблюдается у многих животных, и, как показывают многочисленные данные, в младенчестве и раннем детстве. Она может  помочь  в случае, когда сексуальные потребности человека превышают потребности его партнера.
   В-третьих, мастурбация может быть одним из компонентов процесса созревания, но если мастурбацией занимаются взрослые люди, это свидетельствует  о психологической незрелости. Так, по теории Фрейда, мастурбация взрослых людей служит симптомом психосексуальной незрелости, кроме тех случаев, когда она заменяет гетеросексуальный половой акт ввиду отсутствия партнера (Marcus, Francis, 1975). Сегодня большинство специалистов считают, что мастурбация у взрослых – законная форма сексуальной активности (Hite, 1977; De Martino, 1979; Peters, 1988; Calderone, Johnson, 1989). Это расхождение обусловлено разными представлениями о психологической зрелости; но нет никаких данных, которые бы подтверждали, что мастурбирующие взрослые люди менее зелые. Мастурбацию можно объяснять незрелостью лишь когда, несмотря на доступность других возможностей, человек прибегает исключительно к ней (Ellis, 1965).
   В-четвертых, мастурбация может войти в привычку, помешав развитию нормального сексуального поведения. Накапливается все больше данных о том, что отсутствие опыта мастурбации может создавать психосексуальные проблемы , такие как  нарушение эрекции или аноргазмия (Barbach, 1975; Hite, 1977; De Martino, 1979; Money, 1980) и во многих программах по оказанию сексологической помощи центральное место занимает разъяснение, что такое мастурбация (Lo Piccolo, Lobitz, 1972; Barbach, 1975, 1980; Kaplan, 1974, 1989; Heiman, Lo Piccolo, 1988). Мастурбация также имеет ряд дополнительных преимуществ: она дает реальный выход сексуальным потребностям людям, не имеющим партнеров, в том числе пожилым; в эру СПИДа это одна из главных форм безопасного секса  (Kaplan,  1987;  Money,  1988).  Наконец,  мастурбация  часто  может  быть  приятным способом снять накопившееся напряжение и полностью расслабиться.



Все права защищены. buxfree.ru  © 2018